Самое

Авторский сайт
Александра Кирша

Лучшее у других

Дайджест Капитали$та

Видео

Loading...

Видео

Еще видео

Футбол

Картинная галерея

Еще картинки>>>

Налоговый (и не только) обзор от журнала «Бухгалтер» и Александра Кирша

1. Минэкономразвития пообещало, что после реформы останутся: налог на прибыль предприятий; налог на доходы физлиц; НДС; акцизный налог; ресурсный налог; налог на имущество; единый налог; фиксированный сельхозналог.

Остальные 14 налогов будут отменены.

Также концепция предусматривает введение дифференцированной ставки НДС в размере 7% между плательщиками этого налога и 17% при реализации не плательщикам. Ожидается, что это позволит привлечь 70 млрд грн за счет ликвидации теневых схем и увеличит объем оборотных средств предприятий-производителей.

Единый соцвзнос должен быть снижен со средней отметки 36,77% до 18%.

Все фонды соцстраха — по временной потере трудоспособности, на случай безработицы, от несчастных случаев на производстве, инвалидов — планируют слить в единый фонд.

 

 

2. Верховная Рада приняла во втором чтении и в целом Закон «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно особенностей уточнения налоговых обязательств по налогу на прибыль предприятий и налогу на добавленную стоимость в случае применения налогового компромисса».

Согласно документу налоговый компромисс преду­сматривает освобождение от юридической ответственности плательщиков за недоплату налогов на прибыль и/или налога на добавленную стоимость за любой период до 1 апреля 2014 года.

Предприниматели, которые согласятся на налоговый компромисс, должны будут оплатить 10% от задолженности по налогу на прибыль и/или налогу на добавленную стоимость. При этом 90% суммы долга считают погашенными, штрафные санкции не применяются, пеня не начисляется.

Законом также предусмотрено, что представление плательщиком уточняющего расчета налогового обязательства может быть основанием для проведения внеплановой проверки. Если же контролирующий орган уведомил плательщика об отсутствии необходимости проведения документальной проверки, сумма налоговой задолженности считается согласованной.

 

3. Миндоходов в письме от 01.07.2014 г. № 15472/7/99-99-25-01-17 разъяснил, что плательщики налогов, находящиеся в зоне АТО, могут обратиться в контролирующие органы с целью отсрочки или рассрочки денежных обязательств. Для этого им необходимо подать в орган доходов и сборов по месту своего учета соответствующие документы (письменное заявление и экономическое обоснование).

Важный момент: на отсроченные денежные обязательства не начисляются штрафы и пеня в течение всего срока действия договора об отсрочке.

Кроме того, налоговый долг, возникший вследствие форс-мажорных обстоятельств, по обращению плательщика налогов может быть списан как безнадежный. При этом безнадежность такого долга должна быть подтверждена документально.

 

 

4. Миндоходов в письме от 07.07.2014 г. № 16042/7/99-99-19-03-02-17 сообщил, что плательщикам налогов, находящимся на территории действия АТО в Донецкой и Луганской областях, налоговые органы готовы продлить сроки представления налоговой отчетности.

Для этого необходимо обратиться с соответствующим заявлением вместе с документальным подтверждением ТПП Украины о наступлении действия обстоятельств непреодолимой силы в налоговый орган по своему местонахождению. Такое заявление подается в течение 30 календарных дней, следующих за днем окончания обстоятельств непреодолимой силы.

 

 

5. Минсоцполитики в письме от 08.07.2014 г. № 7302/3/14-14/13 указывает, что работников, которые не выходят на работу в связи с перемещением из районов проведения АТО или оставшихся там, но не имеющих возможности выходить на работу, нельзя увольнять за «прогул».

 

 

6. Согласно Обобщающей налоговой консультации относительно налогового учета возвратной финансовой помощи, утвержденной приказом Миндоходов от 01.07.2014 г. № 367, условные проценты на возвратную финансовую помощь начисляются — вопреки п/п. 14.1.257 Налогового кодекса — в том числе и за срок после окончания последнегоотчетного периода до ее возврата, с соответствующим обложением налогом на прибыль.

 

7. Расходы на гарантийный ремонт (обслуживание) или гарантийные замены товаров можно включать в затраты независимо от статуса покупателя (будь то физические или юридические лица).

С этим согласился Миндоходов — в Обобщающей налоговой консультации, утвержденной приказом от 01.07.2014 г. № 366.

Облегчится, следовательно, и доказательство отнесения соответствующего НДС в налоговый кредит.

 

 

8. Согласно Обобщающей налоговой консультации по отдельным вопросам применения норм налогового законодательства относительно трансфертного ценообразования, утвержденной приказом Миндоходов от 22.11.2013 № 699 в редакции приказа от 01.07.2014 г. № 368, суммы кредита, депозита, займа, возвратной финансовой помощи, дивидендов, стоимость инвестиций, а также давальческого сырья не учитываются при определении соответствия стоимостному критерию 50 млн грн для целей трансфертного ценообразования, то есть эти суммы не опасны угрозой применения обычных цен, если из-за них оборот с офшорником или со связанным нетрадиционным контрагентом превышает 50 млн грн в год (ответы 2 и 25 консультации).


9. Миндоходов в письме от 01.04.2014 г. № 414/3/99-99-10-04-02-10 указал, что перечень лиц, которые уполномочиваются от имени юридического лица (предприятия) осуществлять хозяйственные операции (поставку товаров, услуг), а также подписывать первичные документы и налоговые накладные, утверждает его руководитель приказом по предприятию.

 

10. Верховная Рада приняла Закон о внесении изме­нений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины относительно пассивных доходов (законопроект № 4101а).

Напомним, что при принятии в первом чтении предусматривался спецналог для банков.

Принятым Законом установлено:

— налогообложение роялти, инвестиционной прибыли и дивидендов возвращено к редакции НКУ, действовавшей до 1 июля 2014 года, по которой такие доходы облагаются налогом по ставкам 15% (17%) и 5% соответственно;

— для налогообложения других пассивных доходов от размещения капитала введена единая ставка 15%.

Также уточнены нормы Налогового кодекса относительно порядка проведения перерасчета НДФЛ при досрочном расторжении договора вклада (депозита) и осуществлении в связи с этим пересчета дохода в виде процентов.

Закон должен вступить в силу 1 августа 2014 года.

Отметим, что с 1 июля 2014 года должна была начать действовать прогрессивная шкала обложения НДФЛ пассивных доходов (процентов, роялти, инвестиционной прибыли)15%, 20% и 25%.

 

11. Частный предприниматель на едином налоге (ЧПЕН) применяет специальные нормы Налогового кодекса Украины, предусматривающие упрощенный порядок ведения учета и составления отчетности. Общие нормы НКУ, устанавливающие обязанность хранить первичные документы, на такого плательщика налога не распространяются.

Об этом говорится в Постановлении Высшего административного суда Украины от 19.11.2013 г. № К/800/22104/13.

 

 

12. Налоговики пришли к выводу, что ЧПЕН не имеет права осуществлять продажу товаров, реализация которых не позволяет применять упрощенную систему налогообложения, ­независимо от гражданско-правового договора (подкатегория 107.03 инфоресурса «ЗІР»).

Странно, что это касается и договора поручения, выполняемого от имени доверителя, а не ЧПЕНа-посредника.

 

 

13. С 08.07.2014 г. регистрация прекращения предпринимательской деятельности больше не зави­сит от требований кредиторов, проверок и возражений Миндоходов и ПФУ. Достаточно подать госрегистратору регистрационную карточку.

Но даже если физлицо уже не является предпринимателем, это не станет большим препятствием для проведения проверки. Напомним также, что на обязательства по уплате ЕСВ не распространяется срок исковой давности.

Об этом напомнил Миндоходов в письме от 07.07.2014 г. № 16051/7/99-99-18-02-01-17 со ссылкой на Закон от 13.05.2014 г. № 1258-VII «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно упрощения процедуры государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности физических лиц — предпринимателей по заявительному принципу».

 

 

14. Суд апелляционной инстанции (определение Львов­ского апелляционного административного суда от 12.06.2014 г. № 37014/11/9104) согласился с выводом суда первой инстанции, что, поскольку налоговая проверка проведена без соблюдения установленной действующим законодательством процедуры, выводы такой проверки не являются основанием для принятия налоговых уведомлений-решений.

 

 

15. Миндоходов в разъяснении от 09.04.2014 г. сообщил, что таможенное оформление товаров, транспортных средств коммерческого назначения завершается в течение четырех рабочих часов с момента предъявления их органу доходов и сборов (если такие товары, ТС подлежат предъявлению), представления таможенной декларации или заменяющего его документа и всех необходимых документов и сведений.

Вместе с тем указанный срок может быть превышен на время выполнения соответствующих формальностей. Это происходит исключительно в случае:

1) выполнения таможенных формальностей вне месторасположения органа доходов и сборов;

2) письменного подтверждения декларанта о предоставлении дополнительных документов или сведений о внешнеэкономической сделке или характеристике товара;

3) проведения исследований (анализа, экспертизы) проб и образцов товаров, если товары не выпускаются в соответствии с ч. 21 ст. 356 ТКУ;

4) выявления нарушений таможенных правил, если товары не выпускаются согласно ч. 5 ст. 255 ТКУ;

5) приостановления таможенного оформления;

6) представления дополнительных документов.

 

16. НБУ не признает законным зачет встречных (даже однородных!) требований во внешэкономдеятельности — письмо НБУ от 07.05.2014 г. № 28-315/21897.

 

17. Высший административный суд Украины своим определением от 12.05.2014 г. № К/800/6191/14 признал необоснованным требования налогового органа относительно перечисления в госбюджет денежных средств в виде положительной курсовой разницы вследствие нарушения срока, в течение которого купленная резидентом на межбанковском валютном рынке Украины иностранная валюта для обеспечения исполнения обязательств перед нерезидентом должна быть использована по назначению.

 

 

18. В то же время НБУ в письме от 26.03.2014 г. № 29-207/12713 сообщил, что:

резиденты Украины перечисляют в госбюджет положительную курсовую разницу, возникшую при продаже возвращенной нерезидентом инвалюты;

на уполномоченные банки не возложена обязанность по перечислению такой курсовой разницы без поручения клиента;

Нацбанк не наделен полномочиями определять курсовую разницу, которая подлежит перечислению в госбюджет.

 

 

19. Ограничение по выдаче наличности (150 тыс. грн в сутки) на выплаты Фонда гарантирования вкладов физлиц не распространяется — письмо юрдепартамента НБУ от 26.06.2014 г. № 18-112/33663.

 

20. В случае нарушения работодателем законодательства об оплате труда не ограничивается каким-либо сроком обращение работника в суд с иском о взыскании причитающейся ему заработной платы, то есть всех выплат, на которые работник имеет право согласно условиям трудового договора и в соответствии с государственными гарантиями, установленными законодательством, в частности и за время простоя, который имел место не по вине работника, независимо от того, было ли осуществлено работодателем начисление таких выплат,— решение Конституционного Суда от 15.10.2013 г. № 8-рп/2013 по делу № 1-13/2013.

 

21. Маленькие хитренькие по единому налогу

21.1. При оформлении закупки сырья/материалов как приобретения у стандартного юрлица (которое их продает примерно по цене приобретения и поэтому не имеет налоговой базы),

а услуг по переработке — как покупаемых у ЧПЕНа, для которого сырье/материалы являются не его, а давальческими (в связи с чем он уплачивает ЕН только с переработки — без их учета),

покупатель, который так покупает отдельно матсоставляющую и отдельно услуги, будет участвовать в налоговой экономии через снижение цены,

но при этом электроэнергию и некоторые прочие непрямые затраты он купить отдельно от услуг не может  —

поэтому такая часть затрат все же проходит через ЧПЕНа, который их компенсирует «сырьевику», и соответственно попадает у этого «услужливого» единоналожника в оборот для обложения (и сравнения с предельными 3 млн грн в год для гр. 3).

21.2. При заключении договора с предпринимателем, в том числе ЧПЕНом, его предметом должно быть не исполнение неких должностных обязанностей (это сделало бы договор не гражданским, а трудовым — со стандартными НДФЛ и ЕСВ), а конкретный объем работ;

стоимость же работ, как правило, изначально не фиксируется (ну разве что по разовой работе вроде создания программы), а получается умножением расценки (из договора) на фактическое количество (которое берется не то, что в договоре, а по факту из акта);

при этом часовая расценка допустима для информационно-консультационных услуг, но не для, например, бухгалтерских — иначе опять получится оплата не результата работ, а времени, то есть снова возникает «призрак» трудового договора;

если умножить для оценки бухтруда нечего, можно в акте обойтись сложением стоимости отдельных работ/услуг: учета ОФ, учета ТМЦ, учета зарплат с начислениями, учета расчетов и задолженностей, т. д., а также составления налоговых отчетов по НДС, ЕН, бухгалтерской отчетности и пр.

 

22. Обзор подготовил шеф-редактор журнала «Бухгалтер» Александр Кирш на базе материалов журнала № 25-26 и 27 за 2014-й год (начало июля).

Постоянный адрес материала http://samoe.in.ua/index.php?pub=630

При перепечатке ссылка на www.samoe.in.ua обязательна.

© А.Кирш концепция, структура, содержание,сюжеты рисунков | © А.Левин оформление и техническая разработка | © В. Лотоцкий рисунки
2010 г.