Самое

Авторский сайт
Александра Кирша

Лучшее у других

Дайджест Капитали$та

Видео

Loading...

Видео

Еще видео

Футбол

Картинная галерея

— А номер дома я еще не выучила (web-расходы)
ЕСВ не резиновый (Нужно ли дотягивать ЕСВ совместителю, работающему у ФОПа?)
Минфин стал работать? (Обобщающие консультации Минфина: плата за землю и НДС)
Как налоговики удивили банкиров (В НБУ, видимо, тоже удивились такой рекомендации и разъяснили...)
Еще картинки>>>

Королевство
кривых налогов:

новенькие еще
не расселись?

Решение поручить налоговое направление специалисту российской компании в разгар войны с Россией стало, конечно, несколько неожиданным, но можно вспомнить, к примеру, как кузены Николай II и кайзер Вильгельм обнялись, расцеловались, да и пошли воевать друг против друга: раз уж родство не помешало, былая служба — тем более.

Назначение нового налогового начальства состоялось на удивление поздновато, хоть и быстрее, чем обновление Госпредпринимательства. И пока кто-то рассаживается, а кто-то перенаправляет финансовые потоки, разберемся с первыми налоговыми шагами (или просто манифестами) новой (не очень хорошо забытой старой) власти.

«Минисдохис сдох» — звучит красиво, даже изумительно, однако же суть события вызывает большие вопросы. Главный из которых: зачем? Да, прежнее ведомство работало не на Родину, а на семью, но никто же на этом основании не расформировывает Кабмин, Минфин или прочие министерства! Повернуть фискальную мощь органа в нужное русло — это было бы понятно, но делить его на куски — это совсем иное.

Должностей не хватало? Не все ревквоты были удовлетворены?

Государству снова понадобилась извечная информационная и прочая межведомственная конкуренция налоговой и таможни?

Или бизнес так уж настаивал на этом разделении, из-за которого его будет щемить не один орган, а несколько, да и «решать вопросы» придется с каждым отдельно?

Во имя чего сделали то, от чего плохо и государству, и предпринимательству одновременно?

Аналогично — с обещанием в дальнейшем (хоть и, слава Богу, позже!) таки снижать налоговые ставки.

Кто просил?

В то время как налоговые планы постоянно растут, снижение ставок будет означать неизбежное ужесточение администрирования, то есть перенос налогового давления из законного русла в русло произвола, когда государство начнет выкручивать не только руки, но и все остальное.

Уменьшение НДСной ставки с 20% до 17% будет озна­чать снижение не на 3%, а на 3 процентных пункта, в процентах же оно составит (20 – 17) : 20 Ѕ 100% = 15%!

Умно?

Бизнес все это прекрасно понимает и никогда не стремился загнать налоговую в угол, где она будет особенно страшна, а потому — не ставит вопрос о снижении ставок.

Упрощение — да, это и бизнесу удобно, и Родине: в обмен на простоту предприниматели готовы даже больше платить, чем на запутанной и штрафоопасной общей системе. Но как раз гарантий по сохранению — вопреки установкам МВФ — единоналожия пока не слышно. А ведь ЕН в Украине это и упрощение, тобто реальная борьба с коррупцией, и налоговые поступления, превышающие общесистемные, по которым неофициально требуемая «налоговая нагрузка» не превышает 1–1,6%, и реальная занятость, и возможность производить дешевые товары.

Однако же то, что и государству, и бизнесу выгодно,— под постоянной угрозой изничтожения, зато то, что им обоим во вред,— разделение Минисдохиса, снижение налоговых ставок — это пожалуйста!

Как засланные…...

Абсолютно непонятно также обещание снизить в 2 раза пенсии тем нищим пенсионерам, которые — несмотря на возраст — еще вынуждены подрабатывать.

(А чтоб молодежь не обижалась на отсутствие внимания, наказать заодно и молодых специалистов!)

И это — при том, что суммы доходов сверх 20 706 гривень в месяц вообще не облагаются пенсионно-безработно-нетрудоспособно-несчастным ЕСВ!

В стране по сути действует регрессивное налого­обложение: если учитывать, что «наружный» соцстрах уменьшает возможность реальных выплат точно так же, как и «внутренний» налог с доходов, бомж платит у нас больше, чем олигарх! Да, сверх 12 180 гривень действует ставка подоходного не 15%, а — страшно подумать — целых 17%! На 2 процентных пункта больше! Зато нет ЕСВ, намного превышающего 30%!

Заработал олигарх честным трудом миллион за месяц — под ЕСВ у него попало только 20 706! Остальные 979 294 — попадают (если еще попадают!) только под НДФЛ — без ЕСВ!

Вот и оформляют сплошь и рядом все зарплаты на шефа, который ЕСВ все равно не платит, а он уже потом раздает ее в конвертах. Делясь, разумеется, налоговой экономией. Так и уволить ему кого угодно ничего не стоит: достаточно просто сказать, что тот будет получать столько, за сколько расписывается (обычно 1220 грн),— и он уйдет сам безо всякого КЗоТа.

Объясняют же сохранение такого дикого порядка тем, что если на всю сумму дохода без ограничений начислять ЕСВ, то тогда и пенсии придется платить исходя из полного заработка!

Это, интересно, почему?

Хозяин — барин. Законодатель вправе установить, что пенсии будут рассчитываться исходя из полного дохода, но — сверх определенной суммы — с понижающим коэффициентом. Вот где регрессивная шкала будет в самом деле уместна!

Но обидеть олигархов — даже в будущем, когда они доживут до своих пенсий,— все боятся, а вот урезать сразу в 2 раза пенсии работающим пенсионерам, причем уже сейчас, хотя они-то, бедные, всё платили в ПФУ полностью,— этого не боятся, это на здоровье, у Родины нет денег.

Борьбу же с депозитами понять вообще трудно:

их и облагать собрались — сверх 50 тыс. грн (когда получили высокий доход — допобложения нет, о чем было выше, но вот когда положили в банк — оно появляется!!!),

и досрочно возвращать вкладчикам, если они в СКВ (пока не вырос курс),

да при этом еще и агитируют депозиты в гривнях не забирать — в Багдаде, мол, всё спокойно!

На традиционно провозглашаемой попсе — амнистии капитала и борьбе с офшорами — не стану даже подробно останавливаться. Это декларировала каждая новая власть, хотя реально начинала не с этого, а с борьбы с единым налогом. Посмотрим на практические шаги.

Пока что наиболее эффективно «поборолся с Кипром» сам Кипр, когда не отдал офшоролюбивым деньговыводителям значительную часть их средств.

Что же до амнистий, то опыт и Кучмы, и Саакашвили уже показал их фантастическую неэффективность. Но: поживем — увидим (как сказал один известный режиссер одной известной актрисе в ответ на вопрос о главной роли).

Гораздо опаснее и реалистичнее увязка амнистии с последующим воплощением в жизнь старой азаровской «евроидеи» о косвенных методах. Само по себе «На какие шиши купил?» — совершенно правильная и антикоррупционная постановка вопроса. Но хватит ли при этом квалификации и осмотрительности, чтоб при рубке такого леса не полетели щепки? Люди не от хорошей жизни оформляли свои зарплаты на щедро освобожденное от ЕСВ начальство — вот кое-что и успели нажить, аккуратнее бы с ними. В общем, тут тоже «будем посмотреть».

На фоне спешно провозглашенных реформ не вполне, кстати, понятно молчание насчет территории особого налогово-инвестиционного режима в Крыму. В свое время идея украинского Гонконга на полуострове — активно пропагандировалась. Но вот когда она действительно понадобилась — молчание.

Еще не расселись?

А в Крыму как раз расселись быстро и со всевозможными провозглашениями подсуетились. Но это уже просто к слову.

«Если бы директором был я», то чешущиеся налоговые руки занял бы иным. Не декларациями в китайском стиле (план КНР по урегулированию украинского вопроса: нужен ОРГАН; необходимо ВОЗДЕРЖАНИЕ; полезно также ПОДДЕРЖАНИЕ), а парой-тройкой реальных шагов:

надо бы инициировать скорейшее удаление из Налогового кодекса совершенно невероятных и предельно коррупционных пунктов 52.2 и 53.1, прямо устанавливающих иезуитский принцип: «Не вы разъяснение покупали — не вам его и танцевать» — о действии индивидуальных разъяснений налоговиков исключительно для их адресатов, а не для всех подряд (то есть одним можно, а на других это не распространяется!);

срочно необходима переориентация кодексных льгот на действующий классификатор ДК 009:2010, ибо старый уже не работает, а новый, как правило, не назван в Налоговом кодексе, из-за чего многие его льготы просто обнулились;

следует оживить решение вопроса с возмещением НДС — хотя бы через заглохший механизм казначейских финансовых векселей, ибо дестимулирование экспорта, столь необходимого стране для восстановления «кислотно-щелочного» экспортно-импортного баланса дошло уже до той стадии, при которой экспорт стал абсолютно невыгоден, а экспортеры с их законными требованиями возмещения входного НДС оказались для налоговых органов в положении врагов народа.

Я уже не говорю о реформах глобальных — их черед настанет, когда выберут «настоящего» Президента и он[а] уже назначит налоговое руководство всерьез и надолго.

Но даже пока не расселись — что-то хорошее делать всё равно надо. А то ведь могут и не того [не ту] избрать. Народ к налоговой политике весьма чувствителен.

Александр Кирш

Материал подготовлен для газеты «Зеркало недели»

Постоянный адрес материала http://samoe.in.ua/index.php?pub=601

При перепечатке ссылка на www.samoe.in.ua обязательна.

© А.Кирш концепция, структура, содержание,сюжеты рисунков | © А.Левин оформление и техническая разработка | © В. Лотоцкий рисунки
2010 г.