Самое

Авторский сайт
Александра Кирша

Лучшее у других

Дайджест Капитали$та

Видео

Loading...

Видео

Еще видео

Футбол

Картинная галерея

Списан аванс — как исполнен романс (Списание дебиторской задолженности по авансу: как откорректировать налоговый кредит)
Умно-новое (Появились рекомендации по выбору кода КВЭД для майнинга криптовалют)
Ссуженный, мой, ряженый... (ЮРЕН получил ОС по договору ссуды: включать ли в доход)
Еще картинки>>>

Чем цена больше, тем она меньше

Оплата услуг за счет налога на прибыль: некоторые нюансы

  Мы уже рассказывали о том, как институт ЧПЕНов при грамотном использовании его поставщиком услуг позволяет минимизировать реальную стоимость таких услуг путем оплаты их фактически за счет соответствующего уменьшения налога на прибыль (см. «Бухгалтер» № 35'05, с. 61, и «Зеркало недели» № 43/06, с. 8).

  Напомним, что если цена растет по сравнению с «естественной» в 5 раз и составляет, например, 500 вместо 100, то при теневом наличном возврате 375 потраченными остаются как раз те 125, которые компенсируются снижением налога на прибыль благодаря отнесению 500 на валовые затраты (500 × 0,25 = 125), то есть фактически плательщик выходит на нуль.

  А поставщик услуг, которому остались те же 125 (это полученные 500 – возвращенные 375), тратит на «содержание» оформляемых субподрядчиками ЧПЕНов и на банковские услуги в сумме где-то 4 (5)% от 500, то есть 20 (25), а остальные 105 (100), документально оформленные на вышеупомянутых доверенных ЧПЕНов, использует по обычному назначению (ибо «настоящая» цена как раз 100 и есть). Причем, если у него таки остаются лишние 5, он может их тоже передать покупателю, создав тому реальную цену услуг уже не нулевую, а даже отрицательную.

  (Отметим, что отрицательная цена выйдет и в том случае, если завышение для «отката» было не в 5 раз, а, скажем, в 6 или 8...)

  Сверх всех указанных выше сумм, как правило, присутствует НДС, который никому не возвращается, а вносится в бюджет (то ли самим поставщиком, то ли его ЧПЕНами, если они «НДСные»*), но покупатель на сумму уплаченного НДС получает налоговую накладную и уменьшает НДС, вносимый в бюджет уже им, то есть его нуль или минус этим уплаченным, но учтенным НДС никак не портится.

* Лучше, конечно, поставщиком — во избежание необходимости доказывать еще и его НК, обосновывая размер последнего, если он налоговикам покажется необычным (как и сами суммы, уплаченные ЧПЕНам).

  Но вот тут-то и начинаются нюансы. Если против возврата НДС «черным наликом» не возражал бы никто, то возврат его именно в виде налоговой накладной интересен уже не всякому покупателю. Те, кому «просто налоговая накладная» не интересна, имеют свои резоны:

  кто боится обычных цен, усекающих налоговый кредит по НДСному 7.4.1, если по предоставляемым ему услугам возможен некий аналог;

  кто экспортер, и без этого имеющий достаточно проблем с возмещением;

  кто просто льготник, у которого нет налоговых обязательств, а потому и налогового кредита (так что входной НДС идет у него всего лишь на затраты);

  а кто и не экспортер, и не льготник, но просто не желает отвлекать оборотные средства (платится-то НДС раньше, чем учитывается), считая достаточным в этих операциях вре́менное отвлечение суммы налога на прибыль.*

* Впрочем, при отрицательной цене, то есть тогда, когда с учетом налоговой экономии возвращается больше, чем уплачивается, оборотные средства можно пополнять и через краткосрочные банковские ссуды, компенсируя (как правило, с избытком) вносимые за них проценты образующейся вышеуказанной разницей.

  В таком случае покупатель-юрлицо может работать с поставщиковыми ЧПЕНами напрямую, заключая договор с ними непосредственно, а они, разумеется, оформляются тогда не плательщиками НДС, каковой налог для ЧПЕНов, к счастью, является добровольным.

  Если же «понты дороже денег», из-за чего прокладка в виде поставщика-юрлица для солидности необходима (ибо белые и пушистые с порочащими их «недостойными» ЧПЕНами без промежуточных юрлиц не работают), юрлиц таких должно быть много. А именно: хотя бы по 1,7 на каждого ЧПЕНа — тогда годовой оборот этих юрлиц, не работающих кроме «своего» ЧПЕНа больше ни с кем, будет как максимум равен:

  500 тыс. грн (предельный оборот ЧПЕНа) : 1,7 294 тыс. грн,

  то есть меньше 300 тыс. грн, что при равномерном их распределении по месяцам (дабы ни за какие 12 месяцев подряд не было сверх300тысячного оборота) означает право каждого такого приЧПЕНского юрлица сохранять статус НДСного не плательщика.

  В случае, когда при этом именно «базовое» юрлицо-поставщик является владельцем неких прав, связанных с возможностью осуществления определенных услуг, то они, права, должны быть соответственно делегированы этим многочисленным приЧПЕНникам или собственно ЧПЕНам (лицензии — как положено оформлены, а коммерческие права — недорого проданы).

  Ситуация может дополнительно осложняться раздельным налоговым учетом у юрлиц того, за что при ходят деньги, и того, за что они уходят ЧПЕНам-субподрядчикам. К примеру, если доход издание получает от практически беззатратной рекламы, а тратит средства на льготируемую и потому обособленно учитываемую издательскую деятельность. Тогда — наряду с полезным перераспределением затрат (от сгорающих к несгораемым) за счет структурного их изменения, о чем см. подробнее «Бухгалтер» № 14'03, с. 43,— можно порекомендовать, чтобы не юрлица-прокладки нанимали ЧПЕНов-субподрядчиков, а наоборот, ЧПЕНы-субподрядчики нанимали в качестве комиссионеров или поверенных (то есть в качестве посредников уже в гражданско-правовом смысле слова) этих юрлиц, которые будут заниматься как бы реализацией ЧПЕНских услуг, заключая договоры с заказчиками, «найденными» такими юрлицами согласно договорам с ЧПЕНами (к примеру, с ЧПЕНами-рекламоизготовителями, ищущими рекламодателей).

  У таких посредников (при безНДСном варианте их будет по паре на каждого ЧПЕНа*) в конечном итоге обложится только вознаграждение (в НДСном случае НДСный же 4.7 это тоже обеспечит); но вот права тогда нужно передавать аккуратно:

* В данном случае — именно по 2, поскольку 5 юрлиц на 3 ЧПЕНов (исходя из «норматива» 1,7 — см. выше) будут смотреться, конечно, хуже.

  при комиссии (гл. 69 ГК, ст. 1011*), которая осуществляется за счет комитента, но от имени комиссионера,— этому посреднику-комиссионеру,

* См. «Бухгалтер» № 4'04, с. 6т.

  а при поручении (гл. 68 ГК, ст. 1000, ч. 1 *), когда поверенный действует и за счет, и от имени доверителя,— такому доверителю.

* См. там же, с. 5т.

Причем, раз посредников у ЧПЕНа больше одного, «найденные» ими заказчики должны быть разными.

  Логика «один раз нашел (покупателя-заказчика) — всю жизнь наживаешься» временем проверена и вопросов не вызывает, тем более что вознаграждение посредника-юрлица — минимальное: все оседает у «трудяг»-ЧПЕНов.

  Главное же, что не возникает вопрос, почему всё (или почти всё) ЧПЕНам отдали. Это не юрлица отдавали ЧПЕНам, а сами крутые/опытные ЧПЕНы, у которых «все схвачено», отдавали что-то, отрывая от себя, неведомым посредникам-юрлицам.

  Ну а настоящая работа «ЧПЕНов-изготовителей» — чрезвычайно существенна: оформиться, получить и — отдать: немножко — посреднику безналом и «значительно больше — ему же и заказчику налом. Это если эпоха пластиковых карточек еще до них не докатилась и наличность путешествует в своем диком, первозданном виде. 

Александр Кирш,

КриШ*

* Криминальная Школа.

Постоянный адрес материала http://samoe.in.ua/index.php?pub=142

При перепечатке ссылка на www.samoe.in.ua обязательна.

© А.Кирш концепция, структура, содержание,сюжеты рисунков | © А.Левин оформление и техническая разработка | © В. Лотоцкий рисунки
2010 г.